«Игрок во мне не умрет никогда». Максим Рыбин — о тренерском дебюте в КХЛ и «Авангарде» в КХЛ 3х3

15 октября 2025, 10:00

Нападающий «Авангарда» Максим Рыбин провел 67 матчей в Чемпионате КХЛ 3х3, вместе с командой добравшись до кругового этапа Суперфинала. После завершения сезона он вошел в тренерский штаб ХК «Сочи» и 7 сентября дебютировал в КХЛ в новом амплуа. В интервью 44-летний специалист рассказал о работе тренером по развитию, дружеском противостоянии с Никитой Щитовым и возможном продолжении карьеры игрока.


— Вы воспитанник «Спартака». Насколько символично, что ваша тренерская карьера в КХЛ началась именно с матча против красно-белых?

— Это скорее приятно, чем символично. Календарь же не подстраивался под меня. Важнее было, что первый матч: для меня это особенный момент.

— Случались ли в вашей жизни подобные совпадения раньше?

— Разве что, когда я из детской команды попал сразу в команду мастеров. Перескочил через три ступени, это был прыжок с Земли на Луну.

— Как возник вариант работы тренером ХК «Сочи»?

— Поступило предложение от Игоря Григоренко, спортивного директора клуба. Договорились, обсудили детали, мою сферу ответственности как тренера по развитию игроков. В основных аспектах также помогаю своим коллегам. Так совпало, что сделал первые шаги именно в «Сочи». Это шанс, которого я действительно ждал. Приступил к работе, сейчас полностью сосредоточен на хоккее и приобрел новые спортивные амбиции.

IMG_5074.PNG

— Вы не просто вошли в тренерский штаб «леопардов», а получили возможность побыть помощником Владимира Крикунова. Что для вас работа с величиной такого масштаба?

— Кого-то в тренерском коллективе уже знал, с кем-то познакомились. Здесь важно то, что мы дружно работаем вместе, дополняем друг друга, делимся теми или иными моментами, которые, может, каждый видит по-своему, но пытаемся воплотить их в единое целое, чтобы была общая картина и структура игры. Это, наверное, самое главное в тренерском коллективе.

— Ответственность за успех команды лежит на главном тренере. Насколько часто сверяетесь с Крикуновым в своих действиях?

— Это ответственность Владимира Васильевича. Я могу только, как уже сказал выше, дать видение со стороны. Мы же сидим в тренерской, разбираем видео, хорошие моменты и те, которые требуют корректировки. Работает не отдельно взятый человек, а весь коллектив.

— До перехода в «Сочи» вы трудились в детской школе. Этот опыт помогает найти общий язык с молодежью?

— Скажу так, когда ты работаешь в детском хоккее, то заменяешь всех: ты и тренер, и психолог, и отец, и мать... Поскольку я работал активно, у меня была достаточно большая группа по набору — 2014, 2015 и 2016 год рождения. К каждому нужно было найти свой ключик, свой подход. На кого-то, может, прикрикнуть, с кем-то — наоборот, спокойно поговорить, кого-то мотивировать. Это очень тонкая работа. Кто-то думает, что ты просто пришел и потренировал — ничего подобного. Нужно коммуницировать с родителями, а они же все знают лучше, чем тренер. С ними тоже не так просто. Тяжелый труд, поэтому своим коллегам желаю только терпения. Сейчас не испытываю никаких проблем, поскольку мне все это очень близко.

IMG_5076.JPG

— В чем заключается ваша работа как тренера по развитию?

— Стараюсь поддержать тех ребят, которые по тем или иным причинам не получили место в составе, мотивировать их на то, что нужно упорно и усердно тренироваться, работать даже больше, чем остальные. Когда будет шанс, они должны в полной мере им воспользоваться. Наверное, это основное, что я доношу до ребят. Чтобы они никогда не испытывали уныния, отчаяния. Тренеры мониторят каждого из игроков, находящихся в команде. Даже если кто-то не попал в состав, нужно ждать своего шанса. Он обязательно будет, это сто процентов.

— Вы можете говорить с ребятами не только как тренер, но и как возрастной игрок. Есть ли четкая грань между этими понятиями?

— Я открыт и готов прийти на помощь каждому. Все-таки 991 матч в КХЛ — думаю, мне есть чем поделиться. Им может пригодиться мой опыт в скоростных, силовых аспектах, как мотивировать себя на игру... Хотя мы профессиональные хоккеисты, такого быть не должно, но все равно моменты бывают разные. Особенно у тех ребят, которые не попадают в состав. Они сильно переживают, а я хочу, чтобы они не переживали, а продолжали сосредотачиваться на той работе, которую мы делаем изо дня в день. Вот в такие моменты бывает нужно поговорить.

— По словам игроков, ваш рецепт на любой случай — пойти приседать. Почему это так важно?

— Это осталось еще со времен профессиональной карьеры. Никогда не любил сидеть в раздевалке. Всегда приходил, переодевался и шел в спортзал. Во-первых, потому что был старше многих игроков, некоторых и в два раза… Для того, чтобы выдерживать конкуренцию, мне нужно было подходить к тренировочному процессу готовым, не говоря уже об играх. Важно было выходить полностью размятым. Буквально перед игрой со «Спартаком» порядка трёх часов занимался в зале. Для меня это внутренняя мотивация, которая просто необходима. Сидеть на стуле и ждать, пока приедет команда? Я так не могу. Даже когда у нас тренировки, прихожу за полтора-два часа до сбора и занимаюсь. Для меня это стиль жизни, если так можно сказать.

— Ребята, которым вы прививаете спортивные привычки, замечают облегчение в игре?

— Вы знаете, я не настаиваю — я предлагаю. То, что в определенный момент мне помогало. Если у ребят есть вещи, которые они хотят улучшить, есть такой я, который всегда им поможет. Да, у нас отличный тренер по физподготовке Андрей Полищук, но мы вместе можем подобрать какие-то упражнения в зале или на льду. Абсолютно точно убежден в том, что им это нужно — подходить и общаться, спрашивать, взаимодействовать, для того чтобы развивать свои качества и становиться сильнее. Это моя прямая обязанность.

— В соцсетях есть несколько эпизодов вашего противостояния с Никитой Щитовым, который стал чемпионом КХЛ 3х3 вместе с «Салаватом Юлаевым». С чего оно началось и насколько серьезно вы это воспринимаете?

— Мы с Никитой достаточно давно знакомы, вместе были еще в «Спартаке». До сих пор поддерживаем отношения. А то, что мы бросаем друг другу вызовы: «Я сделал, ты повтори» — это, опять же, некая мотивирующая игра. Если у меня выходной и Никита предложил мне сделать программу, у меня не будет выходного. С удовольствием откликаюсь. Круто, когда спортсмены из разных команд остаются на связи, это лишний раз помогает поддерживать друг друга. Считаю, что нам это только в плюс. 8 сентября Никита дебютирует, будет его первый официальный матч в роли тренера, поэтому хочу пожелать ему удачи.

IMG_5075.JPG

— Ваша дуэль на мостике на предсезонном турнире в Челябинске завершилась победой «Лады» 3:2ОТ. Ждете реванша в официальных матчах?

— Когда играем за очки, место в таблице и выход в плей-офф, это уже совершенно другой накал. Если на турнирах ты прокатываешь сочетания, звенья, смотришь, как команда выполняет установку, знакомится с той или иной схемой игры, то в чемпионате каждый момент и бросок приносит другие эмоции. Ты еще, скажем, с юношеским максимализмом переживаешь, когда пропустили, и такая радость, когда команда забивает! В первую очередь за ребят. Конечно, самая главная радость будет, когда выиграю непосредственно с «Сочи». Будет совершенно другое настроение в раздевалке. Мы к этому идем, для этого и строится команда.

— Что нового вы почерпнули для себя в Чемпионате КХЛ 3х3?

— Кто бы что ни говорил, я абсолютно точно убежден, что в первую очередь должна быть очень приличная физика. Если в первые туры никто не понимал, как играть, то, когда все поняли и стали использовать схемы, появилась необходимость быть хорошо готовым физически. Кто иного мнения, тому лучше не играть в этом турнире.

— При этом вы высказывались, что хоккей 5х5 более энергозатратный.

— Тяжело отталкиваться от меня. Мне 44, и бегать 5х5… Нет такого серьезного турнира, к которому мне нужно готовиться. Только турниры ночных лиг, где у ребят либо что-то не получилось, либо они закончили. Мне это по большому счету не интересно, финансирование и команды оставляют желать лучшего. Чемпионат КХЛ 3х3 — это мощный формат, который практически идеален в организации. Все расписано минуту в минуту, классные раздевалки, где есть фрукты. В этом плане Fonbet и Winline — просто молодцы. — В сезоне болельщики стали свидетелями уникального случая: главный тренер «Авангарда» Алексей Копейкин был на два года младше вас. Это ощущалось?

— Он тренер, а я игрок. Единственное — то, что мы разговариваем на «ты», а все остальное… Подчиняемся требованиям, которые он выдвигает. Тренер дает нам задания — мы их выполняем, и возраст здесь не имеет значения. Этому даже не стоит уделять какого-то внимания. Быть тренером не значит быть самым старшим, мудрым и опытным.

— Вы закрыли страницу жизни с Чемпионатом КХЛ 3х3?

— Совершенно точно нет. Зачем ее закрывать? Поживем — увидим. Давайте узнаем информацию о втором сезоне, и уже тогда можно будет что-то говорить. Может быть, к этому времени команда «Сочи» будет в КХЛ 3х3. (Улыбается). Загад не бывает богат, тяжело что-то спрогнозировать. В любом случае, буду я играть или нет, очень хотел бы, чтобы формат продолжал существовать и развиваться, чтобы заходило большее количество команд. Хоккей 3х3, безусловно, интересный спорт: много голов, сейвов, ярких и красивых моментов. На трибунах много детей, которые видят игроков. Есть чему поучиться и молодым ребятам, и тем, кто играл на большом уровне и повзрослел. По первому сезону мы видели, что зрелищность от этого абсолютно не ушла.

— Если совмещать роли, то как же убить в себе игрока… По-вашему, такое понятие существует?

— Ко мне это точно не применимо. Я готов играть столько, сколько надо. Для меня это все равно важно, это мой образ жизни и главное занятие. Все связано с хоккеем. Игрок во мне не умрет никогда.